Натурализм - это плач по поводу долгого ухода человека в ночь.
Человек обманут самим собой, он не знает, кто он, но стремится стать частью среды.
Натурализм – это кровь, эрос, почва, современное производство, бессознательное, космос, круговорот природы и материи, эволюция.
+++4+++Мистерия пола, мистерия вещи. Живое, молодое, неуловимое – это натуралистское кредо, идеал натурализма, мечта о здоровье, росте, празднике жизни. Натурализм подпитывается достижениями техники, либеральной идеологией, философией позитивизма, но при этом является, в целом, чем-то довольно одномерным. Противоречивое направление. С одной стороны, человек – венец природы, с другой – он в западне, в капкане, в овраге.
Всё стариковское должно быть уничтожено. Красное должно торжествовать над черным. Биология – это плоть, кровь, сексуальность, наследственность, неврозы, нация, политические изменения, обновление индивидуализма. Вопреки своей первоначальной оптимистической устремленности, натурализм трагичен и его картина современного человека вызывает переживание. Человек в новой бездне, в плену у новых богов. Боготворение детства. Чем дальше отдаляется человек от утробы матери, тем ему хуже. «Жизнь» и «Вишневый сад» старое умирает и мимо любимых шкафиков будет проходить железная дорога нового мира.
Социум предстаёт как большое тело. Шахта в Жерминаль – это тело. Там есть хребет, ребра, привязаны к этому существу лошади. Подземная, черная, не видящая красного света жизнь. Место, где эротическое начало подавляется и вырывается, где возможна схватка за любовницу, где возможно ужасающее совокупление в бездне под завалом.
В романе «Творчество» Клод Лантье влюблен в эту жизнь, он своего рода мистик её. Квинтэссенция Парижа открывается в образе женщины на барже. Выражение единственной страсти Клода. Всего себя он кладёт на алтарь творчества, в конечном счёте его убивает эта созданная им женщина. Выразить себя полностью – это значит сойти с ума, умереть. Вот максимализм. Сходная концовка у «Портрета Дориана Грея».
Натурализм субъективен при всей своей объективности. Материал неважен, он отчужден, важно его видение. Клод Лантье пытается родить изображаемую им женщину, разъединить себя с куском своей жизни, это, фактически, приглашение на эшафот. Кусок не абстрактной жизни, а кусок жизни самого автора. Накопление материала, срастание, потом отчуждение от автора. Натуралист занят не столько материалом, сколько собственным видением материала. Отсюда – эротический компонент.
@темы:
учебные дела,
Близко к идеальному кино, но кино ли это?(с)